МБОУ "Гимназия № 11"
Алтайский край, город Рубцовск

Отчёт о проведении стажерской практики «Управление непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях образовательной организации»

Инновационная деятельность
Автор: Шуткова Л.С.
С 2019 года МБОУ «Гимназия № 11» города Рубцовска является региональной инновационной площадки с инновационным проектом «От периодического повышения квалификации педагогов к непрерывному профессиональному развитию». Срок реализации проекта 2020-2022 годы.

В рамках деятельности РИП на базе гимназии 28.10.2021 была проведена стажерская практика «Управление непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях образовательной организации». На мероприятии присутствовали руководители, заместители руководителей, педагоги образовательных организаций города Рубцовска и Рубцовского района – всего 12 человек.

Началась стажёрская практика с приветственного слова директора гимназии Мартинюк Анны Владимировны. Она кратко познакомила присутствующих с основными направлениями деятельности гимназии, в том числе, с реализуемыми инновационными проектами, а также перспективами дальнейшего развития школы, пожелала гостям успешной плодотворной работы по освоению материала по теме стажерской практики.

Продолжилось мероприятие играми на знакомство и сплочение участников, которые провела педагог-психолог гимназии Копылова Марина Петровна. Педагогам было предложено поздороваться с коллегами разными способами: за руку, плечом, спиной. После этого стажеры объединялись в группы по общим признакам: защитным маскам, росту, цвету волос, атрибутам в одежде. Предложенные задания помогли педагогам настроиться на рабочий лад, «поймать волну» позитива.

Следующим этапом стажёрской практики была рефлексивная самооценка стажёрами личного опыта по заявленной теме, которую провела Пантина Людмила Петровна, заместитель директора по УВР. Самооценка была проведена как продуктивный диалог с применением метода «Brainstorming» и техники «Модель GROW». Стажёры общими усилиями составили ментальную карту понятия «Непрерывное профессиональное развитие». Ответили на вопросы:

G (цель) - Чего мы хотим достичь? Почему достижение цели важно для нас?

R (реальность) - Что есть на данный момент? Какие препятствия мы видим?

O (варианты) - Каковы варианты/ возможные пути достижения желаемого? Какие ресурсы нам нужны?

W (намерение) - Каков конкретный план действий для достижения цели?

Все коллеги пришли на стажёрскую практику, чтобы познакомиться с инновационным опытом, адаптировать его для применения в своей школе, получить новые знания, навыки, умения, смену образа мышления – это именно то, что помогает «оторваться от земли» и начать достигать новых вершин. Они отметили, что помешать им в этом может недостаточное количество времени для детального изучения инновационного опыта, другая точка зрения на представляемый материал. Для достижения успеха нужна команда единомышленников, а не группа пассивных слушателей, общение с людьми, у которых это получилось, интересный апробированный материал – инструментарий для работы. Чтобы всё получилось нужно пересмотреть старые установки и убеждения, выстроить новую систему, которая поможет перейти на качественно новый уровень.

После продуктивного рефлексивного диалога последовало представление инновационного опыта в формате TED «Управление непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях образовательной организации», с которым выступила тьютор региональной инновационной площадки Шуткова Людмила Сергеевна. В процессе работы стажёры дали экспертную оценку проекту, применив технику «Колесо баланса». Экспертиза была проведена по следующим критериям: актуальность, реалистичность, востребованность, конкурентоспособность. Коллеги дали высокую оценку проекту, а также озвучили конструктивные предложения по его улучшению.

Важным этапом работы над любым проектом является создание условий для его реализации. Стажёрам было предложено провести анализ условий системы непрерывного профессионального развития педагогов в нашей гимназии с применением приема критического мышления «INSERT». Организаторы стажёрской практики предложили коллегам проанализировать условия для непрерывного профессионального развития, созданные в гимназии, путём осмысленного чтения по параметрам: «Мне это знакомо», «Для меня это новое», «У меня другое мнение», «Интересно. Непонятно. Нужно разобраться». Стажёры отметили, что большинство условий имеются и в их школах, но ряд условий отсутствуют, и они хотели бы их внедрить у себя: аутсорсинг - приглашение профессиональных партнеров; нестандартные карты индивидуального роста педагогов; критерии оценки профессиональных компетенций педагогов в рамках конкурсных мероприятий; проведение церемонии вручения премии «Педагогический Оскар - 2021. Ступени мастерства».

На отдельное обсуждение были вынесены сами карты индивидуального роста педагогов МБОУ «Гимназия № 11» города Рубцовска. Экспертная работа прошла в малых группах с применением техники SWOT-анализ – определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Все присутствующие отметили нестандартную форму карты, возможность её адаптации в своей образовательной организации с изменением шкалы критериев.    

Одним из направлений непрерывного профессионального развития педагогов является проведение внутришкольной курсовой подготовки. Опытом проведения подобных мероприятий с радостью поделились учителя нашей гимназии. Дабижа Марина Андреевна, учитель географии, рассказала о применении на своих уроках Сингапурской методики обучения. Раскрыла принцип применения обучающих структур «Модель  Фрейер», «Куиз-куиз-трэйд», «Тэйк оф-тач даун». Соловьева Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, поделилась опытом использования в своей деятельности возможностей сервиса LearningАpps. org - конструктора интерактивных упражнений. Стажерами были созданы «Викторина с выбором правильного ответа», интерактивная игра на классификацию «Валюта», приложение по обработке аудио/видео контента «Истоки басни. Басня как жанр». Шуткова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов, представила практическое занятие «Коуч и кейс-технологии как средство развития функциональной грамотности учащихся на уроках в школе», занятие было проведено с применением «метода разбора деловой корреспонденции (баскетметод)» и приёма «Пустое кресло  или Четыре угла».

Все участники мероприятия пришли на стажёрскую практику за практическим опытом, который смогли бы успешно адаптировать в своей школе. В большей степени они смогли его получить на этапе стажёрских «проб», проведённых в форме практического занятия в формате «Стол менторов». Менторами выступили учителя начальных классов гимназии Соловьева Татьяна Григорьевна, Шуткова Людмила Сергеевна, Швайка Татьяна Викторовна и заместитель директора по УВР Пантина Людмила Петровна.

Важным этапом стажёрской практики стала «Разработка стажёрами проекта для внедрения в своей образовательной организации по теме стажёрской практики». Эту часть мероприятия ведущие организовали с применением метода планирования «Воздушный шар». Педагоги должны были ответить на пять важных вопросов: 1) Кто должен быть на воздушном шаре? 2) Что должно быть в наличии, чтобы шар двигался в нужном направлении? 3) Что замедляет полёт воздушного шара? 4) Что будет помогать двигаться шару на большей скорости? 5) Что может сбить шар с намеченного курса? Все проекты получились интересными, актуальными, разными, а, главное, осуществимыми на практике. Защита проходила с применением обучающей структуры Connect-Extend-Challenge.

Завершилась стажёрская практика обменом мнениями, анализом полученного опыта по теме «Управление непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях образовательной организации», итоговой  рефлексией. В итоговых анкетах все участники дали очень высокую оценку организации мероприятия, отметили большую практическую значимость для развития образования в нашем регионе, пожелали дальнейших успехов команде гимназии, высказали надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Материал подготовила Шуткова Людмила Сергеевна,

учитель начальных классов, тьютор РИП

Список слушателей

Расписание занятий

Анкета обратной связи