МБОУ "Гимназия № 11"
Алтайский край, город Рубцовск
  • Обучение детей с ограниченными возможностями

    Как ребенку-инвалиду получить образование

    Формы обучения детей-инвалидов

    1. Надомное обучение в обычной массовой школе.

    Бывает, что дети, страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями, не в состоянии посещать школу, но при этом их интеллектуальные способности сохранены. Проходить обучение такие ребятишки могут на дому.

    Список заболеваний, дающих право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологические заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

    Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об определении формы обучения.

    При обучении на дому детям-инвалидам обязаны:

    - бесплатно предоставить на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

    - обеспечить обучение специалистами из числа педагогических работников школы;

    - осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию;

    - выдать прошедшему итоговую аттестацию документ государственного образца о получении соответствующего образования.

    2. Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты.

    В Алтайском крае создана и эффективно функционирует система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 32 школы и школы-интерната семи видов:

    I - II вид - школа для глухих и слабослышащих детей;

    III - IV вид - школа для слепых и слабовидящих детей;

    V вид - школа для детей с тяжелыми нарушениями речи;

    VI вид - школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    VIII вида - школа для детей с нарушениями интеллектуального развития.

    Может ли ребенок-инвалид обучаться в общеобразовательной школе?

    Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».  Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

    Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

    Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.

    Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании». Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.

    Исследовательский проект учащихся 8А класса Баевой Ирины и Туевой Насти (Скачать)

    Инклюзивное образование: готовы ли школьники принять в свою среду "особых" детей  (презентация)

    Для воспитания толерантного отношения к инвалидам в школе проводятся уроки доброты.

    Вниманию инвалидов, родителей детей-инвалидов!

    Для выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также оформления графы, содержащей отметку об их выполнении или невыполнении, Вам следует обращаться в следующие организации и учреждения:

    Перечень мероприятий реабилитации

    Исполнитель проведения мероприятий реабилитации

    1.

    Восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование

    Медицинское учреждение по месту жительства

    2

    Получение дошкольного воспитания и обучения,

    получение общего образования, проведение психолого-педагогической коррекции

    МКУ «Управление образовя1шя г, Рубцовска».

    Бульварный пер., 4, каб. 10, тел. 4-10-14, (маршрут №1, ост. «Площадь им. С.М. Кирова»)

    3.

    Профессиональное обучение и переобучение, профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация

    КГКУ «Центр занятости населения г. Рубцовска», Ленина пр., д. 47 а, каб. №11, тел. 9-45-39, (маршрут №1, ост. «Сбербанк»)

    4.

    Социально-средовая реабилитация

    УСЗН по городу Рубцовску Рубцовский пр., д. 62, каб. 2, тел. 5-40-13, (маршрут №1, ост. «Рубцовский»)

    5.

    Социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социокультурная реабилитация, социально- бытовая адаптация, физкультурно- оздоровительные мероприятия и спорт

    КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания

    населения г. Рубцовска», Октябрьская ул., 131, тел. 2-30-08, (маршрут №1,2, ост. «Районная больница»)

    6.

    Санаторно-курортное лечение, кресла-коляски, ортопедическая обувь, противопролежневые матрацы, подгузники, слуховые аппараты и другие технические средства реабилитации

    Филиал № 7 Государственного учреждения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Ленина пр., 60а, тел. 2-91-59, 2-92-89 (ост. «Сбербанк», маршрут №1)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie