Деятельность научного общества учащихся «Поиск. Юность. Открытие»
Одной из важнейших задач коллектива образовательного учреждения является создание необходимых условий для организации работы с одаренными детьми. Такая структура, как научное общество учащихся «Поиск. Юность. Открытие», функционирующая на протяжении 17 лет, призвана непосредственно решать задачи выявления и педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
Вовлечение учащихся нашей школы в исследовательскую деятельность осуществляется:
- на уроках с элементами исследования и уроках-исследованиях. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
- через внеклассную работу в НОУ предпрофильные курсы по выбору, работу на учебно-опытном участке. В процессе внеклассного исследования учитель организует научную работу, где (учащиеся выдвигают гипотезу и доказывают её, свои доводы оформляют в форме научного доклада, сообщения, написания творческой исследовательской работы); агитационную работу (учащиеся выпускают тематические газеты, готовят публикации в средства массовой информации различных жанров, создают видеозаписи размещают их на школьном сайте); краеведческую работу (проводят исследование проблемы, ведут практическую деятельность по охране ландшафтов родного края, флоры и фауны, участвуют в творческих конкурсах); методическую работу (учащиеся создают пособия, участвуют в подготовке и проведение мероприятий в младших классах, выступают с исследованиями перед учащимися школы). В дальнейшем, такие учащиеся могут быть организаторами внеклассных мероприятий, проводить экскурсии и исследования в природе, участвовать в научно-практических конференциях различного уровня. Другие же обретают общенаучные и специальные навыки, помогающие им в профилизации и социализации;
- через индивидуальную форму работы с одаренными детьми. Исследовательские работы выполняются школьниками, уже имеющими опыт в проведении исследований. Учитель выступает при этом как руководитель, консультант и при необходимости помогает учащимся на разных этапах их выполнения.
Школьное научное общество рассматривается педагогическим коллективом как эффективное средство становления личностно-ориентированного обучения, обладающего развивающим и воспитательным потенциалом.
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Научное общество учащихся состоит из 7 секций: естественнонаучной, обществоведческой, физико-математической, филологической, иностранных языков, начальных классов и эстетического цикла (ИЗО, технология, музыка) Число учащихся, занятых в проектно-исследовательской деятельности составляет 7% от числа учащихся в школе, т.е. остается стабильным.
Работа ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, марафоны, интернет-конкурсы, олимпиады и т.п.).
Школьная олимпиада проведена по всем общеобразовательным предметам.
Целью работы НОУ является: сохранение и развитие творческого потенциала и познавательного интереса учащихся школы.
НОУ также осуществляет следующие задачи:
- содействие повышению престижа и популяризации научных знаний;
- развитие у школьников познавательной активности и творческих способностей;
- знакомство школьников с методами и приемами научного поиска;
- обучение работе с научной литературой, отбору, анализу, систематизации информации; выявлению и умению формулировать исследовательские проблемы; грамотному оформлению научной работы;
- овладение учащимися искусством дискуссии;
- содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Результаты участия МБОУ «Гимназия №11»
в городском конкурсе «Интеллектуал - 2020» и «Я - исследователь - 2020»
Результат участия в окружном конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся
Работа в научном обществе позволяет школьникам приобщаться к миру науки, учащиеся приобретают навыки исследовательской работы.
У школьников появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы перед аудиторией; которые они могут представить для участия в городских краевых и всероссийских конкурсах. Но также в работе научного общества есть и недостатки, на которые следует обратить внимание:
по прежнему недостаточная активность учителей таких предметов как история, иностранный язык, обществознание, физика, выставляющих небольшое количество исследовательских работ или совсем отказавшихся от проектной деятельности с учащимися.