МБОУ "Гимназия № 11"
Алтайский край, город Рубцовск

Методическое совещание "Решение педагогических ситуаций"

Инновационная деятельность
Автор: Шуткова Л.С.
Методическое совещание «Решение педагогических ситуаций» (07.06.2021) Современное образовательное учреждение ждет педагога, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академического знания предмета — со способностью «ставить» диагноз развития личности и коллектива на уровне педагогической диагностики.

 

Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности учителя является владение умением самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Поэтому одним из важнейших условий формирования психолого-педагогической и управленческой компетенции должно стать обучение педагогов решению проблемных педагогических ситуаций не только молодых педагогов, но и педагогов, работающих уже не один год. Для этого педагогу надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и, самое главное, практическими психологическими навыками и умениями, в том числе специальными практическими психологическими приемами воздействия на личность и коллектив. В связи с этим решение педагогических ситуаций необходимо для воспитания педагогического такта, умения выйти из конфликта с обучающимся на гуманной основе, не унижая достоинства ребенка и своего собственного. Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению. 

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие педагога с ребенком (коллективом объединения) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону). Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т. е. видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции). Как известно, отношения наиболее устойчивы и определяют взаимодействие. Можно сказать, что взаимодействие – это только видимая незначительная часть айсберга общения учителя и ученика, а взаимоотношения – его главная подводная часть. Однако взаимодействие влияет также на отношения, но для этого требуется многократное повторение взаимодействий или особо значимая, «переломная» для личности или коллектива ситуация их проявления. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов участников взаимодействия, что часто приводит к конфликтам.

Именно решению наиболее часто встречающихся педагогических ситуаций было посвящено методическое совещание, проведённое для учителей гимназии совместно со специалистами КГБ ПОУ «Рубцовский педагогический колледж». На методическом совещании в рамках аутсорсинга деятельности РИП присутствовала Банникова Валерия Георгиевна, заместитель директора по учебно-методической работе, и Дёмина Юлия Викторовна, педагог-психолог.

Мероприятие прошло в атмосфере дружественного продуктивного диалога.

Материалы

Презентация выступления Пантиной Л.П., заместителя директора по УВР МБОУ «Гимназия № 11», Шутковой Л.С., учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 11», тьютора РИП

Методические рекомендации «Алгоритм решения педагогической ситуации»

Педагогические ситуации для обсуждения

Видео "Методическое совещание "Решение педагогических ситуаций"